Я родилась в бедной семье, но несмотря на все невзгоды, родители всегда старались учить нас правильным вещам. Папа всегда говорил нам «мұғалім бол, дəрігер бол», потому что тогда это были престижные профессии. Я, конечно же, стала учительницей, но в глубине души понимала, что моим призванием было стать модельером, увы, не сложилось. Думаю, тот факт, что в школе все девчонки хотели одеваться как я, уже говорит о многом. Мне было легко сшить себе что-либо, так однажды я сшила юбку из самого простейшего материала и самым простейшим способом, а моей однакласснице она так понравилась, что взамен принесла одно из своих дорогих платьев. Тогда обычная степная девчонка не знала, что существуют отдельные институты с такой профессией. Я думала, что этим занимаются швеи, и мне казалось, что это не престижно.
Когда я вспоминаю детство, то на ум приходит домашний хлеб, испеченный мамой. Тесто всегда хорошо поднималось. Она отламывала нам по кусочку и мазала домашним маслом, который таял моментально, мы старались не проронить ни капельки, потому что это было вкусно. Еще я навсегда запомнила степной запах, такой родной и свободный. Я училась в пятом классе в интернате и на летних каникулах приезжала домой. Тогда вся наша семья училась в интернате. С наступлением лета отец просил меня пасти баран. Мама родила 13 детей, многие умерли еще в детском возрасте, а так как старшие все были девочки, то ответственность ложилась на мои плечи. Я просыпалась рано, и уже с шести утра пасла баран. Иногда, думаю, будь я немного талантливее, то в той степной тишине сочиняла бы песни как Майкл Джексон. Мне не было трудно пасти овец, так как они были приручены к слову «шөөөй», стоило им только услышать это слово, как они становились послушными и тут же возвращались назад. К полудню мы возвращались обратно домой, родители встречали меня и мы под открытым небом пили чай и ели бешбармак.
Вообще, я не все классы училась в интернате, в первый класс я пошла в Калинине, там я и окончила начальную школу. Помню в третьем классе меня и моих родствениц — Нурсайын, Айсулу и Аментай оставили на второй год. Даже не знаю почему, вроде мы учились хорошо. Короче, все Сексембаевы остались на второй год. Ну, естественно, во второй раз я была круглой отличницей. Я всегда старалась быть прилежной ученицей, и в аттестате у меня было только 2 четверки. Думаю, бог не обделил меня сообразительностью. Я помню смешную ситуацию с Айсулу — мы учились вместе. И после окончания класса, когда у нее спросили «Как учеба?» она ответила «мне сказали, что я хуже Бакыт». Еще одна смешная история была уже, когда учились мои младшие братья. Когда мы учились с сестрами в школе, родителей часто приглашали на собрание и говорили им: «мы хотим вас похвалить за успеваемость девочек в учебе, а вы все не идете к нам», а потом наоборот вызывали их только из-за претензий к поведению и успеваемости братьев. Тогда папка говорил: “ой, бір ұлым болғанша,одан да он қызым болса екен”. («Пусть у меня было бы 10 дочек, чем 1 сын» — перевод).
Мой папа Сыздык был очень талантливый человек. Мы жили в степи в землянке. Когда шел дождь, то доходило до того, что нас затапливало. Помню, однажды после такого случая приехал начальник, его звали Рафик, с ним были зоотехник и управляющий. Тогда папа, зная, что Рафик татарин, спел ему на татарском о проблемах нашей семьи и, в целом, что приходится терпеть чабанам.
«Исəнмисиз, саумысыз, Рəфик нигə келмисиз? Исəнмисиз, саумысыз, Қандай йағдай биздиң йақта Көзбəн нигə көрмисиз? Балағанны салғансыз
Путь Ильичтің боқтығы.
Сиксəн йирдə сиксəн тишқалғансыз.»
Тогда начальник сначала посмеялся, а потом устыдился и перед отъездом, он списал 5-6 овец и подарил их отцу.
Наверное, самым запоминающимся историческим событием для меня был митинг казахской молодежи в Алматы. Тогда многие мои современники пересмотрели свои ценности. Это было страшное событие, потому что мы пострадали, живя в своей стране. Я не раз становилась свидетелем неравного отношения из-за национальности. Помню будучи студенткой в педагогического училища в Павлодаре, преподаватели называли нас «калбитами». Многие из них занижали нам оценки. Были и те, кто был справедлив и честен несмотря на происхождение и национальность. В душе у меня всегда был бунт, но наверно это свойственно нашему народу быть спокойным. Возможно, поэтому в нашей стране не было тех войн, как в других бывших странах СССР.
Даже в Независимом Казахстане я часто становилась свидетелем националистских выпадов в нашу сторону. Многие говорили, например так:« да, куда же вам казахам жить самостоятельно, всю жизнь с России берете продукты». Однако в дальнейшем мы поняли, что экономика нашей страны позволяла кормить нам самих себя. Я очень гордилась появлением национальной валюты страны.
Время шло и мы взрослели, а каждый из нас обрел свою семью. Моего мужа звали Кайырбек. Хотя мы были разные, мне всегда было комфортно с ним. Пока я была занята своей работой, он следил и за домом, и за детьми. Ни разу не упрекнул меня в этом. Мы пару раз с ним то расходились, то сходились снова. На момент официального развода нам уже было по 50 лет. По-молодости у нас было много недосказанности, помню его сестра каждый раз напоминали мне ,что я из бедной семьи. Он был хозяйственным, когда мы жили вместе в доме всегда было достаточно продуктов и еды. Увы, не сложилось, думаю сказалось то, что изначально не было любви. Он украл меня, я его не знала, но мне сказали, что я попала в хорошую и богатую семью, поэтому осталась. У нас не было ничего общего. Когда я читала книги, он часто говорил мне, что лучше бы я узнала сколько стоит лук и что-то из бытового.
В 90-ые годы, особенно было тяжело, мы разошлись к тому моменту, везде задерживали зарплаты. Жить было не на что. Я так привыкла, что за всем когда-то следил мой муж, что запустила все. Я была должна во всех коммунальных службах, нам часто отключали свет, В садике, в котором я
работала, было много увольнений. Тогда мне было очень сложно и я пришла к Богу. На все мои вопросы нашлись ответы, я многое простила себе, но самым сложным было отпустить то, что не смогла уберечь семью ради детей. Но и это потом поняла благодаря Богу. Все же мы живем и прожили хорошую жизнь. Когда-то мы мечтали о детях и собственном жилье, теперь это все есть. Значит, во многом наши мечты сбываются. А самое главное – я обрела опору и душевное спокойствие.
Автор: Бактлы Сыздыковна Сексембаева
Интервьюер: Дильназ Кабышева
Редактор: Қымбат Калиева