Казахский народ пестрит отважными богатырями, их доблестью наполнены страницы разных исторических эпох. К примеру, Вторая мировая война раскрыла тысячи героев, чьи подвиги звучали на устах народа. А сколько тех, кто безымянными остались во мгле забвения. Моя история повествует о человеке, неизвестном широкой публике, но очень почтенном в кругу своей семьи, селе и регионе, где он заслужил уважение благодаря несокрушимому духу, преодолевшему ужасы войны.
Моего деда зовут Кали Ордабаев. Он родился в 1909 году. В 1942 году ушел на фронт из совхоза Кенес Таласского района Жамбылской области. Попав в стрелковую дивизию, его жизнь постоянно находилась на волоске от смерти посреди огня и пуль. Он участвовал в кровавой битве за Сталинград — в одном из важнейших сражений против фашизма. В один из таких дней вражеский снайпер, спрятавшись неподалеку от советских солдат, откроет по ним огонь, в результате чего пуля из винтовки врага прошла сквозь гортань моего деда. Лежа в луже крови и под обстрелом он потерял сознание. И очнулся только в военном госпитале. То ли солдаты, то ли медсестры вытащили его оттуда он так и не узнал. Но, рассказывал историю про ездовых собак, которые доставляли раненых в военный госпиталь. В этот момент можно еще раз убедиться, что казахи не зря считали собак и лошадей умными животными. Я с благодарностью и почтением отношусь к этим четвероногим санитарам, которые отдавая свои жизни спасали людские.
И несомненно, я благодарна врачам, вытащившим моего деда с того света. Из-за ранения ему вставили в гортань железо. Благодаря этой железке мы слышали голос деда, он нажимал на отверстие в горле и только потом говорил. В связи с этим все в округе называли моего деда «продырявленный Кали». Временами он чистил железо, чтобы его голос звучал.
Жестокая война, потрясшая весь мир, нанесла неизлечимую рану не только плоти, но и сердцу моего деда. Он не только видел ужасы войны, но и страдал от последствий в течение следующих 40 лет. Он был инвалидом I группы и в мирное время искал исцеления от болезни. Я и представить себе не могла, как сложно было дедушке от нехватки временами воздуха. Понять его удалось только с наступлением коронавируса в 2019 году.
Когда я рассказываю о дедушке, я не могу не упомянуть бабушку Кызтай, которая обустроила его быт и тем самым была его компасом в жизни. Вклад моей апа, несомненно, останется своего рода сагой на устах ее родных. В целом почти все казахские женщины — героини тыла. Я уверена, что мы никогда не забудем об этих людях и их героизме. Мы знаем, что за каждым героем стоит дальновидная и мудрая женщина.
Мой дед счастливчик — он смог вернуться домой и пожить мирной жизнью, увидеть своих детей и внуков. Как бы ни было ему сложно, с какими трудностями он бы не столкнулся он всегда стойко переносил все тяготы и делал все возможное со своей стороны. За проявленный героизм был награжден несколькими орденами и медалями. В 1980 году к 35-летию Великой Победы в местной газете была опубликована статья о дедушке под названием «Ветеран села». Дедушка ушел из жизни в 1986 году в возрасте 77 лет.
Мой дед был очень серьезным, кротким человеком. Может война повлияла так на него, но он всегда спокойно относился ко всему. Даже если все шло вверх дном, то он не терял своего спокойствия. У него было 12 детей и около 100 внуков. Дед очень любил всех и баловал всячески. Каждый раз при получении пенсии он давал мне 10 рублей, большие деньги по меркам того времени. В сравнении хлеб стоил 21 копеек. Я всегда пару рублей тратила на аттракционы в парке и покупала мороженое. Я очень скучаю по тому, как дедушка ласково нюхал мой лоб и похлопывал по спине…
Автор рассказа: Айгүл Қалиева
Редактор: Айнура Ермаханова
Перевод сделала с казахского на русский Кымбат Қалиева