Дед Рыскельды,  пересекший экватор

Я родился 22 июля 1942 года. Мое рождение совпало с войной, унесшей миллионы жизней. У моих родителей — Жакаша и Абзель было двое девочек и четверо мальчиков. Я самый младший в семье. Когда отца забрали на фронт, мама была беременна на меня. Поэтому мне дали имя «Рыскельды», что в переводе с казахского “ырыс келді” означает благополучный исход. Однако отец не вернулся. Он пал в кровавом бою.

Мама чтобы прокормить нас  работала дояркой в совхозе. От рассвета до заката она доила по 20-30 коров четыре раза в день. Несмотря ни на что, проявляла свою непоколебимую самоотверженность. Мама была очень аккуратной и чистоплотной женщиной, которая никогда не сбрасывала с головы кимешек. Ни пятнышка не было на молочно белом кимешеке.

Из-за войны и мы рано повзрослели и трудились как взрослые. Мы пасли телят в совхозе и принимали участие во всем. В Талды, где я родился и вырос (ныне жайлау села Булексаз Кегенского района Алматинской области) зимой был сильный снегопад. Непрекращающийся снег накрывал дома, приходилось вырезать  делать дверь на крыше. Дом, в котором мы жили был двухкомнатный и низкий с ровной глиняной крышей. Вся наша семья выросла и благодаря труду созрела в этом доме с  гнездо ремеза.

В детстве моя мама часто готовила на пару хлеб с жусаем. Его вкус до сих пор у меня во рту. Никогда не забуду. Я до сих пор помню вкус сливочного масла с маслозавода в Талды…

Я уже говорил, что  мы работали с раннего возраста, но несмотря на все это, иногда находили время на игры. Мы брали камень и заворачивали его в выпавшую коровью шерсть и вили из него мяч.  И всей толпой детишек играли в этот самодельный мяч. А если в селе была какая-то радость или праздник не обходилось без айтыса. Войлок юрты превращался в сцену. Люди разделившись на две стороны слушали айтыскеров. А поэтами были девушки и парни нашего села. Также в то время молодежь играла в аксюек, то есть белую кость.

Я учился в четырехлетней школе в Талды,  моим учителем был славный и опытный человек — покойный дядя Абдрасил. Затем я получил образование в пансионе в Кегене. После 8 классов я отучился на водителя в Жаланагаше. Здесь же я, погрузившись в тонкости техники и научившись новым навыкам, пошел в армию. В наше время молодежь отправляли в любое место на территории СССР, чтобы отдать долг Родине. Я служил в военно-морском флоте во Владивостоке и был машинистом-турбинистом. Однажды мы отправились  в Тихий океан в длительное путешествие с экипажем для выполнения различных задач. Мы пересекли экватор и сошли на берег Индонезии. У народа там была неплодородная кухня, мы питались собственным армейским пайком. Там же мы увидели американские подводные лодки. В целом это государство состоит из разных культур, национальностей и этнических групп.

После демобилизации я работал шахтером на руднике в селе Туюк.  Там мы добывали цинк и свинец. И отправляли в Текели на свинцово-цинковый комбинат для переработки. После работы на шахте я взял на себя бразды правления профессией, требующей ловкости и усердия, то есть работал водителем крана. В те годы я познакомился с супругой и мы создали семью, затем появились дети.

В целом, с детства интересовался плотничеством. Я помню, как впервые из  старых досок сарая сделал что-то полезное своими руками. Уже в осознанном возрасте я купил специальные инструменты  и создавал предметы необходимые для быта своей семьи и моих родных.

 

Подводя итоги и пользуясь случаем, я хотел бы обратиться к молодым людям и сказать им, чтобы они никогда, нигде и никому не лгали. Запомните, это  может навредить  всем.

Респондент: Рыскелді Жақашұлы

Интервьюер: Абылай Амантай

Редактор: Айнура Ермаханова

Перевод сделала с казахского на русский Кымбат Қалиева