Дедушка. Эпоха

Мой дед по материнской линии Альтай родился в 1890 году в Жамбылской области ныне в селе Талас. В юном возрасте, еще не успев окрепнуть, он остался сиротой. Как только это произошло приехали родственники и разделили наследство между собой. У 17-летнего юноши не осталось ни одного человека, кто мог бы разделить его печаль, чтобы окрепнуть и нажить хоть какое-то имущество, он решается жениться. Это было в период первой русской революции. В те времена орудовал тиф. Не долго продлилось счастье деда, эпидемия отняла у него супругу и детей. Сам он едва остался жив после долгой болезни. Как оказалось больным тифом нельзя пить воду, поэтому родственники деда старались не подпускать его к воде.  В своих воспоминаниях о болезни он рассказывал так: “Однажды, когда никого дома не было, я подполз к ведру с водой и выпил все, не оставляя ни капли. Пот ручьем хлынул с меня и во мне снова пробудилась спящая сила. Вскоре я выздоровел». Кто знает, может он думал, что все равно эта жизнь уже не будет прежней, если умру, то хоть вдоволь утолив жажду. Как бы то ни было, ему не  суждено было умереть. Обреченный на верную смерть он посчитал потерю всех волос и зубов незначительным в сравнении с жизнью. Пережив тиф, без скота и семьи он продолжил существование среди своих родственников.  Для женитьбы у него не было ни скота, ни имущества.  Да и родственники не горели желанием ему в этом помочь. Тем более, что тогда во всю шла революция, пока все боролись за власть, разделившись на белых и красных,  мой дедуля был занят созданием хоть каких-то условий для жизни. В возрасте двадцати восьми лет он закрутил роман со второй женой одного из богатейших жителей села. Говорят, что она была женщиной, невиданной красоты. Казалось бы какая может быть любовь? Но, влюбленные, вступив в сговор и зная, что родственники будут против этого союза решили сбежать в деревню внучатой кузины девушки. Оно находится в современном Байдибекском районе Туркестанской области. Родственникам не составило труда разыскать их, так как у них не было никого кроме этой родственницы. Они устроили им суд: «Кто не совершает ошибок. Кровь одна. Простим. Вернись в домой,  будь с родными. А эта уже не будет женой. Вернуть ее вопрос чести. Сейчас заберем тебя, ее оставим на совесть. А ты возвращайся домой». Вы думаете, что “Бақытсыз Жамал” и “Қалың мал” упали с неба? И в те времена были казахи которые ставили честолюбие выше человеческих чувств. Однако они не смогли переубедить моего деда оставить эту затею и вернуться. Всю свою сознательную жизнь он видел столько несправедливости и унижения от собственной родни, что, возможно, решил зажить новой самостоятельной и счастливой  жизнью.  И если бы не эта повторяющаяся картина, как родственники  снова хотят его оставить ни с чем. То, может  быть он никогда и не решился отказаться от  них и остаться у родственницы любимой женщины. Муж дальней сестры той женщины был зажиточным и добродушным человеком, он самостоятельно поднялся из нищеты и звали его Борибек.  Его успех это уже другая история. И вот, зная с какой бедой столкнулась его единственная свояченица, он поможет им создать семью и обустроиться. Но, только мой дед встал на ноги и зажил счастливой жизнью мужа и отца, как пришел голодомор 30-х годов.

Беда пришла не одна, и естественно, не обошла стороной моего деда. Трагедия, охватившая не только казахов, отняла у деда его жену и детей. Снова… Казахи говорят у джута семь дедов. У свояка тоже дела не задались, советская власть снова и снова приходила и была нацелена отобрать скот, всячески угрожая ему.  Я же говорил, что он был человеком, который много пожертвовал своим собратьям,  и поднялся из нищеты. Так вот эти люди были настолько ему благодарны, что пару раз, когда красные продолжали наведываться они придумывали разные способы защитить его. “Он нас всех кормит, что мы будем делать без него”, — говорили они.  По их мнению, этот богач был другим — не таким, как прежние. Но, разве этими уловками можно провести врага. В конце концов они отобрали у него все и забрали его самого. Тем не менее, в этой местности были проворные мужчины Құрманбек и Қадірбек, которые начнут перевозить всех в соседний Узбекистан. Переезд был не легким, взрослых женщин в основном перевозили на спине,остальным указывали дорогу. Таким образом, эти двое спасут многих от голода. Среди них был и мой дед. И так, пожив в на узбекской земле, пару лет и поддерживая жизнь в своем теле, закончится и голод. Многие захотят вернуться на родную землю. Згая, что этот путь может быть трудным, отец моей бабушки поручит моему деду свою семью.  “Если я умру некому будет приглядеть за ними, какой-нибудь узбек заберет мою дочь”, — сказал он и выдал свою 18-летнюю дочь за моего 48-летнего деда. И вот уже в третий раз дед создал свою семью. Он был старше своей жены на 30 лет, а тещи на 10 лет. Переезд оказался тяжелым испытанием для их трехмесячной дочери, которая умерла в 1941 году. Но, несмотря на все невзгоды они благополучно вернулись на родную , а через несколько лет в 1944 году на свет появился мой дедушка по материнской линии, следом еще 6 девочек.

В 1957 году из Жамбыла снова приедут его родственники. Сначала дед сильно обрадовался и зарезал барана для гостей.  Но, чуть погодя его родственники снова начали предлагать ему вернуться: “Прошлое прошлым, чего мы только не видели? Ты все же наша кровинушка. Возвращайся домой. Будь ближе к нам. Твое скитание не должно отпечататься на роде”.  Но, разве можно забыть тот факт, что они когда обобрали его будучи юношей до ниточки, а потом еще и не разрешили жениться на любимой. Вспомнив все это, дед сказал им, что ему не нужно такое родство, теперь поздно думать о чести и выправил их из дома. И правильно поступил. О какой чести они говорят, если каждый раз хотели отнять у него все. Сначала имущество, а потом и разлучить с любимой. И еще приходят и говорят о чести. Где их человечность? И я думаю, хоть нас и разделяет почти половина века, что это за такая честь, которая стоит выше всякого благополучия человеческого?

Пока русские свергали своих царей и устраивали революции, а мир воевал и голодал, мой дед Альтай был занят своими невзгодами и горем. После него остались 1 сын и 6 дочерей. И он и его женушка уже ушли из жизни. Их дети и внуки в здравии и продолжают его род уже в мирное время.

P.S. К сожалению,  у него нет ни одной фотографии. Он был образованным и очень праведным человеком, умел писать. Однажды его единственный сын привел фотографа, чтобы запечатлеть на память снимок отца. Тот заметил и отчитал его, причитая: “ты что-то против меня имеешь, хочешь, чтобы на том свете с меня спросили за это?”.Дед был настолько зол, что после этого случая, никто не рискнул повторить эту идею снова. Несмотря на это, он оставил после себя удивительную жизненную историю.

Автор:  Ғалымжан Оразымбет

Перевод сделала с казахского на русский Кымбат Қалиева