Мой дед Сарсенбай родился в 1905 году в Форт-Шевченко, на юго-западе Казахстана, которое в прошлом называлось Актетик. В настоящее время, это старое название возвращается. Одной из причин названия является то, что в период Российской империи, великий украинский поэт Тарас Шевченко находился в военной ссылке в Мидайских степях Мангистау. Он считал это место хорошим для заработка на жизнь путем ловли рыбы и посадки деревьев. Поэт также продемонстрировал возможности паромных перевозок через Каспийское море в Иран, Азербайджан и способствовал освоению этой местности населением.
Мой дедушка был сыном бая. Его предки передали ему свой богатый жизненный опыт. В семье их было пятеро сыновей, мой Каке (мы называли деда Каке) был первенцем.
Отец моего деда, Сюеубек, еще в те времена совершил паломничество в Мекку. В 1916–1917 годах Красная Армия Советского правительства прибыла в Мангистау и преследовала богатых и зажиточных людей. Мой дед Сюеубек почувствовал, что наступят трудные времена, и попросил моего Каке обещать, что он будет заботиться о младших. У Каке было четверо братьев, из которых третий был самым образованным, и в то время он учился в Ташкенте. Но, его оклеймили «сыном богатого» и арестовали. В результате политических преследований, Сюеубек и трое его сыновей были репрессированы.
Из одной большой династии выжили только Каке, его мать и младший брат. Втроем они переехали в Иран. Каке около трех лет занимался торговлей в Красноводском порту между Ираном и Туркменистаном. Он устроил мать и брата с другими казахами. В попытке прокормить семью торговлей мой Каке был схвачен Красной Армией и сослан в Сибирь. Насколько я помню, дедушка более пяти лет пробыл там. В этот же период началась Вторая мировая война, и дед отправился на фронт. К концу 1945 года он благополучно вернулся из полей боя. После Каке отправиться в Красноводск в поисках матери и брата, где узнал, что мать скончалась. Затем он нашел брата, который жил своей семейной жизнью. К сожалению, супруга и дети Каке не пережили голод.
Мой дедушка вступил во второй брак в 1947 году и у него родились сын и дочь, которые из-за кори скончались в детском возрасте. Мой отец родился в 1951 году, после смерти двух старших детей. По суеверию дедушка считал, что купил младенца за мешок навоза и дал ему имя Тезекбай.
Мама отца умерла от неизлечимой болезни, когда он был грудным ребенком. Так дедушка остался с младенцем на руках. В деревне была одна женщина, у которой погибли двое детей, и муж выгнал ее в поле, сказав: «это было из-за тебя». Сестра Каке попросила, чтобы та женщина покормила моего отца, который остался без материнского молока. Она полюбила ребёнка и заботилась о нем, позже они с дедушкой создали семью. Однако у них не было детей, кроме моего отца. Бабушка любила моего отца безгранично. Даже до семи лет кормила грудью, сдувая с него пылинки.
Вскоре мой папа вырос, они познакомились с мамой и поженились. Затем на свет появились дети. Мы жили дома с бабушкой и дедушкой.
Дед был статным, с прямым носом и светлым лицом. Мои глаза такие же большие, как у него. Мой отец же был красавцем, похожим на дедушку. Мой дед пережил тяжелые времена. Порой за столом он рассказывал о своей жизни в годы войны и до нее. В такие моменты он был особенно уязвим.
Однажды он выразил мысль о том, что наступят периоды как радости от богатства, так и страдания от него. А еще дедушка учил нас и «сурам», и«хадисам», им он обучился у старших семьи. Дед не переставал читать намаз, когда религия была строго запрещена. Когда я говорю о дедушке, я плачу от ностальгии… Мой Каке несмотря на то, что прошел войну, а жизнь его висела на волоске от смерти, упорно боролся за освобождение Родины от фашистов. Я думаю, что среди взрывающихся бомб, огня со всех сторон именно суры Корана помогли ему выжить.
До самой смерти ежегодно его поздравляло правительство с Днем Победы и одаривали цветами, медалями. Я горжусь тем, что я внучка такого героя!
Когда я вспоминаю свое детство, своих бабушку и дедушку, я думаю, что эти дни – самый замечательный период в моей жизни. Они показывали нам пример своим делом, воспитывали и бережно оберегали нас. Каке весной брал внуков, то есть нас в поход. Меня всегда сажал на коня и говорил: «доченька, ты не ходи, ты устанешь». А когда шли пешком, я говорила: «Каке, я устала», и он носил меня на спине. Он даже толком не ругался на нас. Его вы высказываниями было: «чтобы вас было больше», «чтобы вы жили», и никогда не говорил ничего плохого.
Моя бабушка тоже была доброй души человеком. Я называла её мамой. Она не звала нас по имени, а говорила лишь «листья моего единственного». Мы выросли в их любви.
Если кто-то спросит меня: «По кому ты больше всего скучаешь?», я бы ответила: «По бабушке, которая ухаживала за мной». Потому что она с детства дарила нам только добро. Как только она получала пенсию, она откладывала часть для меня и говорила, что это «Фатымские».
Я уже упоминала, что в нашей семье уделяется особое внимание именам. Дед суеверно назвал отца Тезекбаем. Когда родился первый внук, он дал малышу имя Канат. При рождении второго брата его назвали Жанат, что означает «очаг мой горит». Когда родилась я, меня назвали Ляззат. Но дед, подумав, решил назвать меня Актюйме, что означает «белая пуговка», так как я была единственной девочкой и младшей среди братьев. Когда я была ребенком, мне не нравилось это имя: «Почему вы поменяли мое имя?» — негодовала я. Тогда бабушка мне сказала: «Ты радуйся, что мы назвали тебя Актюйме, а не ‘Конырау’, как хотел твой дед». Как только я услышала это, я, вытерев слезы, сказала: «Слава Богу, что я не Конырау», и перестала плакать (смеется).
Мой дедушка покинул нас в возрасте 86 лет, я тогда училась в 10 классе. А моя бабушка умерла, когда я была беременна на моего первенца – Серика.
Сейчас я постоянно говорю своим детям: «Каке мне так советовал, мама вот так учила». Однажды моя дочь Аяжан удивилась тому, что мой дед говорил правильные слова. В воспитании своих детей мне помогают их пример жизни и крылатые слова. Даже когда я сижу со своими подругами, я делюсь с ними высказываниями моих бабушек и дедушек. Они, в свою очередь всегда подмечают, что я цитирую своих предков, и смеются надо мной.
Мне кажется, что история нашей семьи состоит из множества мелких деталей. Даже если мы рассказываем историю только одного деда, у меня есть еще много других бабушек и дедушек, чьи истории также заслуживают быть услышанными. Я горжусь своей родословной и тем, кем я являюсь.
Я хотела, чтобы мои дети тоже росли, называя своего деда «каке». Я научила своего старшего сына говорить «каке» на дедушку. А Аяжан не увидела их при жизни, к сожалению…
Наш герой Актюйме пришла вместе с Аяжан на интервью. В этот момент Аяжан вмешалась в разговор:
— Однажды, когда мама убиралась дома, она нашла фотографию Каке. Она сжала фотографию в объятиях и углубилась в свои мысли. Я спросила: «Мама, что ты делаешь?», и она ответила: «Я скучаю по дедушке». Я не понимала: «Как можно скучать по человеку, который ушел из жизни?», и сказала об этом. Тогда моя мама объяснила мне: «К сожалению, ты не знаешь каким он был, поэтому не можешь понять меня».
Однажды я прочитала, что «то, каким гражданином становится человек, зависит от его предков, генетики. То, каким был образ жизни предков, влияет на поведение и жизненную позицию человека. Потому что все это передается по наследству, по ДНК». Теперь я понимаю значение этих слов. Если твой предок умирает от страха, ты тоже будешь жить в страхе. А если твои предки были героями, то в тебе есть мужество и героические качества. Благодаря рассказам моей мамы, я знаю, какими были мой дедушка и тем самым найти себя. Мне кажется, что многие качества во мне были переданы от этого человека. В общем, я считаю, что каждый человек должен знать историю своей династии. Я счастлива, что мои родители постоянно рассказывают мне о моих предках и генеалогии, потому что благородная личность моего деда и его легендарный нрав — огромная радость для нашей семьи.